"Ваши цели -
наша миссия!"
пн-пт с 10:00 до 20:00
8 (812) 988-48-06

Получите консультацию эксперта БЕСПЛАТНО!

Судебная оценочная экспертиза

Судебная оценочная экспертиза стоимости является необходимой процедурой, когда стороны в результате спора или судебного разбирательства заходят в тупик, в том числе, когда в деле имеются две весьма разнящиеся оценки одного и того же объекта. В таком случае экспертиза проводится на основании определения суда. При этом оценщик приобретает статус эксперта.

О значимости судебной оценочной экспертизы говорит то факт, что еще в апреле 2012 года на конференции "Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертизы объектов недвижимости" была озвучена позиция Следственного Комитета РФ и судейского корпуса, согласно которой судебной экспертизе отдается предпочтение как доказательству по делу перед отчетом об оценке и экспертным заключениям оценщиков в рамках ФЗ 135 "Об оценочной деятельности в РФ".

Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее по тексту ФЗ-135) в статье 2 определяются правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, которые принадлежат РФ, муниципальным образованиям или субъектам, физическим или юридическим лицам.

Согласно статье 3 ФЗ-135 под оценочной деятельностью принято понимать профессиональную деятельность субъектов оценки, которая направлена на установление в отношении объекта оценки кадастровой, рыночной или другой стоимости. В соответствии с этим можно сделать вывод, что ФЗ-135 никоим образом не определяет правовые основы регулирования самой экспертной деятельности.

Отсюда возникает вполне логичный вопрос: «какие документы в таком случае регламентируют проведение оценочной деятельности для государственных органов, юридических и физических лиц?».

Ответ зависит от того, для каких конкретных целей и на основании чего проводится сама оценочная экспертиза. В случае необходимости проведения судебной оценочной экспертизы в расследовании уголовного дела Следственная часть Следственного управления руководствуется главой 27 «Производственно-судебная экспертиза» Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (далее УПК РФ). В ней конкретно отражены: порядок назначения судебно-оценочной экспертизы; обязательность назначения экспертизы; присутствие следователя в производстве судебно-оценочной экспертизы; права обвиняемого, подозреваемого, свидетеля и потерпевшего; порядок направления материалов уголовного дела при производстве судебной экспертизы.

В этой главе УПК РФ отражены различные варианты проведения судебной экспертизы, например, комиссионная судебная экспертиза (статья 200 УПК РФ), когда в состав судебной экспертизы включаются два и более эксперта одинаковых специальностей. Также существует вариант комплексной судебной экспертизы (статья 201 УПК РФ), в производстве которой участвуют эксперты различных специальностей.

При необходимости проведения судебной оценочной экспертизы в арбитражном процессе стороны спора, а также судебный орган, руководствуются положениями главы 7 «Доказательства и доказывание» Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 года № 95-ФЗ (далее АПК РФ), в которой отражены, в частности, требования о назначении экспертизы (статья 82 АПК РФ). Порядок проведения экспертизы рассмотрен статьей 83 АПК РФ. АПК РФ так же, как и УПК РФ, различает комиссионную (статья 84 АПК РФ) и комплексную экспертизы (статья 85 АПК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 83 АПК РФ проведение экспертизы производится государственными и судебными экспертами по личному поручению руководителя государственного экспертно-судебного учреждения или же иными лицами, обладающими необходимыми знаниями в соответствии с федеральным законодательством.

В случае проведения судебной оценочной экспертизы в гражданском процессе стороны спора, а также судебный орган руководствуются требованиями главы 6 «Доказательства и доказывание» Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 года № 138-ФЗ (далее ГПК РФ), в которой отражены конкретные требования к порядку проведения экспертизы (статья 84 ГПК РФ), обязанности и права эксперта (статья 85 ГПК РФ). АПК РФ аналогично УПК РФ различает комиссионную (статья 83 ГПК РФ) и комплексную (статья 82 ГПК РФ) экспертизы.

При проведении оценочной экспертизы налоговый орган руководствуется требованиями пункта 1 статьи 95 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (далее НК РФ). Пункты 1–3 статьи 95 НК РФ допускают привлечение эксперта на договорной основе для участия в конкретных действиях по проведению налогового контроля, а также для проведения выездных налоговых проверок. Назначение экспертизы происходит на основании постановления должностного лица налогового органа, ответственного за осуществление выездной налоговой проверки, или же в случае, требующем разъяснения появляющихся вопросов с применением определенных познаний в науке, технике, ремесле или искусстве. Важно помнить о том, что вопросы, поставленные перед экспертом, а также его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Согласно статье 204 УПК РФ, статье 86 АПК РФ, статье 86 ГПК РФ, пункту 8 статьи 95 НК РФ результатом проведения экспертизы принято считать ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА, которое оформлено в соответствии с требованиями вышеперечисленных статей.

Объекты и цели стоимостной судебной экспертизы:

  • оспаривание результатов определения кадастровой стоимости недвижимости (в т.ч. земельных участков);
  • при налоговых спорах в случае разногласий между государственными органами и налогоплательщиками;
  • для оценки налоговых рисков, налоговой базы и правильности исчисления налогов организации;
  • определение действительной стоимости доли участника при выходе из ООО;
  • раздел имущества в бракоразводном процессе;
  • принудительное возмещение материального ущерба;
  • взыскание упущенной выгоды;
  • обеспечение обязательств по кредиту и т. д.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда в проведении полноценной судебной экспертизе нет необходимости, когда достаточно провести рецензирование ранее выполненного отчета об оценке или экспертного заключения. Цель этой услуги – подробно проанализировать представленный отчет (заключение эксперта) на соответствие действующим подходам и методам оценки, а также нормативно-правовым актам, регулирующим оценочную деятельность. Данная услуга очень полезна для признания отчета об оценке (заключения эксперта) недостоверным. Если отчет об оценке вводит в заблуждение, допускает неоднозначное толкование (т.е. нарушает положения статьи 11 Закона об оценочной деятельности), то такой отчет не может служить доказательством по делу.

Рецензия на судебную экспертизу представляет из себя документ, содержащий глубокий анализ экспертного заключения, оценку правильности выводов, расчетов. В рецензии определяется верность применяемых методик и нормативно-правовой документации.

Отдельного внимания заслуживает возможность заинтересованного лица заявить нужного ему эксперта через постановление нотариуса в соответствии со ст. 103 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». В этом случае отсутствует риск назначения «не того эксперта» и проведение экспертизы становится более «управляемым».

Экспертное бюро «Оценка для бизнеса» располагает судебными экспертами-оценщиками высочайшей квалификации, способными изменить ход судебного разбирательства в нужную для Вас сторону!

Экспертиза по 44-ФЗ при осуществлении государственных закупок !!! НОВАЯ УСЛУГА !!!

Судебная оценочная экспертиза. Минимальные цены и сроки:

Наименование услуги

Цена за ед., руб.

Срок на выполнение, дней

Консультация, предварительные расчеты, рекомендации

бесплатно

в течение дня

Рецензирование отчета об оценке

30000

3-5

Рецензирование экспертного заключения

30000

3-5

Участие в гражданском, арбитражном, административном, уголовном процессе в качестве судебного эксперта-оценщика

40000

5-30


Примечание: окончательная цена услуг зависит от сроков, количества объектов, предполагаемого использования результатов оценки, а также наличия дополнительных условий Заказчика


Отправить Заявку на проведение экспертизы

Поделиться в соцсетях: